Раджа Ампат. Архипелаг Фам. Остров Вайгео.

Вернуться к началу путешествия

Вернуться к предыдущей главе

Острова Фам (Fam Islands).

Дни проходили очень насыщенными и запоминающимися. С первого дня после теоретического введения командой дайв центра в курс окружающего нас богатства, я загорелась желанием побывать на островах Fam. Но из-за сезона муссонов попасть на них было непросто. На большой лодке еще куда ни шло, но нас было всего двое, а остальные проживающие в отеле были подкованными до зубов дайверами, и архипелаг Fam, если бы и заинтересовал их, то только после списка всех самых завидных дайверских спотов. Фам же скорее мог похвастаться красотой над морем. А отправляться в 2-х часовое плавание на маленьком катере с  большой вероятностью шторма мы пока не спешили. Ситуация не менялась, и на третий день мы все-таки решили рискнуть.

Позавтракав и собрав все необходимое оборудование для плавания и фотографирования, в составе четырех человек — мы вдвоем, Роберт (инструктор) и собственно капитан лодки — отправились на небольшой архипелаг Fam, который находится в нескольких километрах от Birie. С погодой повезло, не смотря на то, что небо несколько раз затягивало тучами и начинался дождь, море было относительно спокойным, и мы без приключений часа через полтора добрались до первых островов архипелага, преодолев открытую и самую беспокойную часть океана. Дальше – проще, лодку перестало мотать и бултыхать о волны, ветер стих и, сняв с себя все спасательные приспособления и получив полный обзор вокруг, я в очередной раз ахнула. Ахнула снова мысленно, дар речи на тему восхищения пропал еще несколько дней назад.

Острова Fam представляют из себя небольшой архипелаг небольших, выглядывающих из воды полукруглыми зелеными шапками островков, покрытых густой растительностью дождевых лесов и окруженные коралловыми зарослями. Синяя гладь воды, приближаясь к берегу плавно меняет свой цвет сначала на голубой, а затем на бирюзовый. Это одно из самых красивых мест в Раджа Ампате, которое можно сравнить лишь с архипелагом Вайяг (Wayag).

Архипелаг Фам, Раджа Ампат

Небо снова затягивало тучами и мы решили сначала выйти на один из островов, где была построена лестница из 360 ступеней, поднимающаяся практически вертикально сквозь заросли до самого верха. Взлетев по ней за считанные минуты, моему взгляду открылся вид, ради которого я готова была сражаться с волнами и ветром, плывя сюда. Без слов.

Архипелаг Фам, Раджа Ампат.

Сверху острова выглядят аккуратными маленькими зелеными шишками, торчащими из воды, но тотчас вырастают, когда оказываешься в лодке рядом с ними, и маневрируя среди них ощущаешь себя совсем крошечным в природном лабиринте среди великанов.
Рассекая тихую водную гладь, сделав несколько кругов между островами, мы остановились около одного из них, и Роб предложил нырять здесь.

Архипелаг Фам, Раджа Ампат

После того, как ныряльщики уплыли, периодически показываясь над водой и о чем-то эмоционально жестикулируя друг другу, я попыталась рассмотреть с лодки, что есть под водой, но из-за мелкой ряби видимость была плохой. Но однозначно я определила, что здесь довольно глубоко, и решила просто погреться на солнце. Дождь только что закончился, и было прохладно. Но не прошло и 10 минут, как будоражащий интерес меня одолел, я надела маску и прыгнула в воду. Коралловых рыбок было немного, точнее они были на глубине, но моему взгляду открылось то, чего я никак не предполагала увидеть. Точнее, я не могла даже вообразить о существовании подобного.

Table coral, Acropora.

Огромные, просто гигантского размера, кораллы. Вот я зависла над одним из них, правильной формы круглой лепешкой разновидности Акропоры, благодаря своей плоской форме так и объединенной под общим классом с названием Table coral, попыталась прикинуть его размеры, около 3-4 метров в диаметре. Переместилась к другому, классическому Aporosofa, таких же необъятных размеров, над которым суетилась целая отдельная жизнь. Свой собственный мир. Рядом, на дне, лежали огромные моллюски. Чудь дальше звезда. Таких огромных кораллов я не видела до этого нигде.

Star Coral
Disk Coral

Следующая остановка была на острове, где мы решили пообедать. Незамысловатый паек, собранный для нас в отеле — части для бургера – мясная котлета, листик салата, помидорка, сыр и мягкая булочка, который нужно соорудить самостоятельно, после плавания казался божественным и исчез за несколько минут. На запах еды собрались большие ящерицы. Видимо не избалованные людским внимание, они совершенно спокойно приближались на расстояние вытянутой руки и успешно выпросили остатки еды. Восполнив запасы энергии, наговорившись и немного отдохнув на берегу, я решила заглянуть, чем богаты здешние места вдоль берега.

Один из островов в Раджа Ампате.

Я уже привыкла к тому, что здесь ничем не примечательный внешне кусочек океана может скрывать ослепительные красоты внутри. И занырнув практически в любом месте, обнаружишь клад из удивительной подводной живности. Здесь кораллы начинались около берега, поэтому осторожно пробравшись между ними, чтобы не причинить друг другу вреда, я надела маску и легла на воду.

Пара Клоунов в Анемонии. Clownfish with Anemone

Тут же прямо подо мной вальяжно покачивалась анемония, и два маленьких клоуна, словно в такт с щупальцами, балансировали над ней. Мое любимое занятие – наблюдать за этим симбиозом, знакома я ним еще с давних времен, с тех пор как в нашем аквариуме появилась фиолетовая анемония и два клоуна. Правда, выведенные в неволе, они совершенно не знали, что анемония – это их дом, и в ней можно спрятаться от врагов, хотя и врагов у них в аквариуме не было, за исключением одной сильно приставучей синей рыбки, и хотя у нее было весьма грозное название Голубой Дьявол, на деле она была совсем не страшная. Наша Анемония, к слову, имела свои жалящие черты. И вот сейчас, встретив этот небольшой мирок в реальности, я могла долго висеть над ним и наблюдать. Мою задумчивость и спокойствие нарушил клевок в ногу. Повернувшись, обнаружила средних размеров прозрачно-желтую, совсем не примечательную рыбку, которая принялась меня атаковать. Да, знаю я тебя, территориальный собственник. И хотя ее нападения были скорее смешны, но стало жутко щекотно, наш движняк создал подводное волнение и клоуны спрятались. К занудливому вскоре присоединилось еще несколько сородичей. Видимо, в борьбе с большим чужаком они все же объединяются, забыв про свои междоусобные распри. Хотя какое там «забыв», о чем я, улыбнувшись своим мыслям, я, поигравшись еще немного с драчунами, поплыла дальше.

Рыба-Ангел, Рыба-Бабочка
Мавританский Идол.

Меняющаяся в течение всего дня погода то на солнце, то на дождь, ближе к вечеру все же смогла определиться, небо очистилось, море успокоилось, и мы быстро и спокойно добрались до нашего острова.

Несколько вечеров подряд, размеренно покачиваясь в гамаке, задумчиво всматривалась в девять огоньков справа на горизонте. Днем не получалось рассмотреть ничего. И вот сегодня, возвращаясь домой, я обратила внимание на маленький остров, откуда виднелись огни, и улыбнулась, увидев девять таких же домиков на сваях. Интересно, а в них есть кто-то, кто в темноте вечерами разглядывает наш огонек?

Остров Вайгео (Waigeo)

Хотелось бы подробнее узнать и рассмотреть этот очаровательный и интригующий тропический остров, самый большой в архипелаге Раджа Ампат, но поскольку мы находились в некотором отдалении от него, время утекало словно песок через пальцы, и мы ни под каким предлогом не хотели оторваться от изучения подводного мира, шансов рассказать о нем что-то особенное у меня мало. Но если я вернусь в эти края, то непременно выделю время и для него.

Тем не менее предлог его посетить появился – Wilson Paradise Bird (райская птичка Уилсона или Diphyllodes respublica). Это самая красивая птичка из всех, что мне приходилось видеть, имеющую просто нереальную окраску, словно нарисованная щедрым художником, явно не пожалевшим самых разнообразных ярких красок, замеченная на острове Waigeo, численность которой критически мала и которую всячески пытаются сохранить, защитить и, затаив дыхание, ждут увеличения популяции. Небольшая, 21 сантиметр. Мужские особи, как и полагается им быть, яркие и безумно красивые: красные и черные, с желтым шарфиком на шее, наполовину зеленые, синие, а перья на раздваивающемся и завивающемся хвосте и ногах окрашены в фиолетовый цвет. В то время как у самок есть еще и коричнево-черная корона на голове.

Конечно, это чудо вовсе не собиралось с нетерпением ожидать нашего появления. А если быть точнее, сидеть, не шевелясь и дыша через раз в кустах с окраской хаки на лицах и торчащими из волос листьями, пришлось нам, желающим ее увидеть. И это уже завершение маршрута, который начался с подъема в 3 утра, и включал в себя дорогу до острова на лодке и пеший маршрут около часа по влажным после дождя джунглям. Птичку, кстати, мы так и не увидели. Фотографию беру из википедии, чтобы показать, ради чего шел партизанский отряд))

Wilson's_Bird_of_Paradise_Best
Wilson Paradise Bird (Райская птичка Уилсона). Photo by Wikipedia.

Но вот чем и может похвастаться остров Waigeo – так это огромным разнообразием птиц и количеством их представителей. На относительно небольшом острове насчитывается около 30 видов пернатых, среди которых есть очень редкие. Совсем не представляет труда увидеть черного какаду, цветных очень много. Туканы, птицы-носороги и другие виды с огромными клювами, в рацион питания которых входят фрукты. И млекопитающими природа не обделила Waigeo. Около 130 разновидностей насчитывают здесь ученые. А это ни много, ни мало, а 14 процентов всех видов млекопитающих в Папуа.

Остров населен, и жизнь столь отдаленных от цивилизации деревень удивительна и интересна, и это еще одна из причин, которая укрепила мою заинтересованность и желанием сюда вернуться.

Волшебный закат в Раджа Ампате.
и еще один закат, Раджа Ампат. Остров Birie.

Спустя некоторое время мы так слились с атмосферой острова, что казалось, жили на нем очень давно. Научились определять точное время по солнцу, знали расписание приливов и отливов, когда лучше выходить на снорклинг, а когда просто поплавать, различали по оттенку голоса птиц, здесь они настолько доверчивые и непуганые, что запросто залетали в гости. Однажды вечером маленькая колибри, усевшись на мою зубную щетку, позировала в 10 сантиметрах от объектива и не собиралась уступать свое удобно занятое ею место. Практически каждый день часть времени шел дождь или изморось, но в основном вечером, когда уже темнело, а темнеет на экваторе очень рано, и заходить в воду уже не рекомендовалось. Тогда все обитатели отеля собирались в ресторане, отдельном домике на сваях с прекрасным видом на океан и огромным рифом внизу, ужинали, делились опытом погружений, отмечали получение первого или следующего сертификата. А после ужина я любила садиться в удобное кресло, расположенное там же, в углу, в библиотеке, и листать сказочные авторские книги о подводном рае Раджа Ампата под шум волн и мягко барабанящего по окнам дождя.

Следуя своему правилу не читать много о том месте, куда я направляюсь, а создавать свои впечатления, с каждым днем для меня открывался этот волшебный мир. Что-то приходило из разговоров с жителями этого острова, что-то из литературы, что-то из собственного опыта. И что я могу сказать однозначно, без малейшего преувеличения: «Раджа Ампат – это подводный Рай Земли».

Продолжение здесь.

5 thoughts on “Раджа Ампат. Архипелаг Фам. Остров Вайгео.